4 правовой режим арктики и антарктики. Международно-правовой режим арктики и антарктики. О природных ископаемых ресурсах Антарктики

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.

В мае 1925 г. Правительство Канады официально закрепило канадский суверенитет над арктическим сектором, составляющим пространство в пределах 60° в. д. – 141° з. д., вплоть до Северного полюса. Позднее примеру Канады последовали и иные страны, выходящие к арктическому бассейну. С указанного времени владения в Арктике разделяются по секторальному времени. Одновременно с этим продолжаются дискуссии об интернационализации Арктического пространства. Одни сторонники интернационализации Арктики полагают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря. Этот подход не противоречит заявленным «секторальным претензиям» приарктических государств и на земли и острова в данном районе, но не получает широкой поддержки. Другие считают более реалистичное решение, в пользу которого говорит солидарный опыт сотрудничества приарктических государств, например в вопросах охраны окружающей среды. Третья разновидность данной концепции сводится к частичной интернационализации Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны.

Теория интернационализации Арктики имеет определенные шансы на успех ввиду столкновения «секторальных интересов» некоторых государств региона. Неоднократно заявляли о непризнании канадского арктического сектора США, Норвегия и Дания, вследствие чего у Канады существуют проблемы с разграничением морских границ с данными государствами.

Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет. Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес; надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США. Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета.

Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Несмотря на детальную регламентацию целей и форм деятельности Арктического совета, практически он не начал свою работу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное право автора Вирко Н А

36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

38. Международно-правовой режим Антарктики Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

45. Правовой режим международных проливов Международные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Установление режима коммерческой тайныПраво установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств,

Из книги автора

32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.Правовой режим информационных

Из книги автора

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Российской Федерации.Не

Из книги автора

56. Правовой режим товаров в торговле Правовой режим товаров в торговле – это совокупность правил, определяющих: порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров; порядок хранения, транспортировки и учета товаров; правомочия, а также статус

Из книги автора

Из книги автора

5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они

Из книги автора

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

Из книги автора

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

Лекция 10. Территория в международном праве

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

Международно-правовой режим Арктики. Сотрудничество приарктических государств по охране и освоению арктических пространств

Правовой режим Арктики

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом, что включает в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Все сухопутные образования в Арктике попадают под суверенитет того или иного из государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном – России, Дании, Канады и США. Так же есть несколько стран, граничащих с этим регионом, которые имеют свои исторические интересы в Арктике, к ним относят Финляндию, Швецию и Исландию. Причем Финляндия в связи с передачей Советскому Союзу района Печенги (Петсамо) лишилась выхода в Северный Ледовитый океан. Исландия определяет свою территорию как входящую в арктическую зону, но претензий на собственный арктический сектор не предъявляет.

Первой страной, которая юридически закрепила за собой конкретную часть арктического сектора, была Канада . Еще в 1909 г. правительство Канады, официально объявило своими владениями все земли и острова, как открытые, так и те, которые могут быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что земли и острова, находящиеся к северу от канадской континентальной части попадают под ее суверенитет. В 1925 г. приняла соответствующие дополнение к закону о северо?западных территориях, согласно которому, всем иностранным государствам запрещалось заниматься какой?либо деятельностью в пределах канадских арктических территорий без разрешения канадского правительства. Эти требования были подтверждены специальным королевским указом в 1926 году. Современная Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60° с.ш. и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады составляет 1430 млн км 2 .

Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР (Россия ) «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане » от 15 апреля 1926 г. географическое арктическое пространство, в пределах которого все открытые земли и острова, а также те земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза (России). Однако это Постановление не затрагивало вопросов правового статуса и правового режима пространств полярного сектора Арктики к северу от побережья СССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32°04’35” в.д., и меридианом 168°49’30” з.д.

К арктической области США входят территории США к северу от Полярного круга и территории к северу и западу от границы, формируемой реками Поркупайн, Юкон и Кусковим, цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря. Площадь полярных владений США – 126 млн. км 2 .

Что касается Норвегии , то она не дает определения своих арктических территорий в национальных нормативно?правовых актах. Но при подписании 13 июня 1997 г. министрами по окружающей среде арктических государств «Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике » Норвегия определила, что для целей этого Руководства ее арктическую территорию образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных владений Норвегии – 746 тыс. км 2 .

Гренландия и Фарерские о-ва были включены в арктическую область Дании . Решением Постоянной палаты международного правосудия в 1933 г. закрепился суверенитет Дании на Гренландию. Площадь полярных владений Дании составляет 372 тыс. км 2 .

США, Норвегия и Дания, в отличие от Канады и России, не принимали специальных актов, касающихся непосредственно арктических районов, прилегающим к их территориям. Однако национальное законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы.

Сформулированный в документах Канады и СССР принцип учета особых прав и интересов приарктических государств в прилежащих к их побережьям арктических пространствах нашел отражение в так называемой секторальной теории . Эта теория нашла применение в практике отдельных государств Арктики. В частности, этой теории придерживается Канада, которая в разное время выдвигала в качестве международно?правового обоснования своих притязаний на использование арктических вод секторальную теорию.

В 1920?е года сложилась норма международного права, согласно которой арктические территории распределялись на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Эта норма гласит, что сектор находится под юрисдикцией приарктического государства, суверенитет этого государства распространяется и на острова и земли, находящиеся в этом секторе.

Указанное секторальное разделение Арктики в момент его осуществления не вызывало каких?либо возражений иных неарктических государств и было де­факто принято. Это фактическое признание действовало до тех пор, пока развитие науки и техники не позволило государствам приступить к практической разведке и разработке природных ресурсов Арктики.

Сами по себе границы полярных секторов не считаются государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешает вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских пространств.

Сегодня США продолжают выступать против секторальной системы.Такой же позиции придерживается Норвегия.Оба государства думают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря.

Норма секторального распределения арктических территорий не нашла подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г . Эта Конвенция установила территориальное море шириной 12 миль, на которое, распространяется полный суверенитет прибрежного государства равно как и на воздушное пространство над ним, на его дно и недра, и 200?мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей?либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, и все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов. Заинтересованное государство в разработке глубоководных ресурсов морского дна, имеет право подать соответствующую заявку в ООН или иные специализированные международные органы. Решение о разработке таких ресурсов принимается Международным органом по морскому дну.

Однако если более внимательно ознакомиться с положениями Конвенции 1982 г., то арктическим пространствам можно присвоить особый статус. В частности, статья 234 Конвенции не только не отрицает секторального разделения Арктики, но и особо предусматривает, что «...прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах …». Как известно, отличительной особенностью морей Северного Ледовитого океана является относительно небольшая глубина и то обстоятельство, что они большую часть года (до 9 мес.) покрыты непроходимыми для обычных судов льдами, что не позволяет определить, где заканчивается суша и начинается ледовая поверхность океана.

Сложность решения проблемы правового режима Арктики обусловлена тем, что существуют разные подходы к определению этого участка земного шара. Один подход может рассматривать Северный Ледовитый океан как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно?правовыми последствиями. Другой подход рассматривает Северный Ледовитый океан как особый вид государственной территории пяти стран мира, прилагающих к нему, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также покрытые льдом поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, относятся к составу государственной территории.

Это и объясняет разность подходов приарктических государств в применении международно?правовых и внутригосударственных актов при решении все увеличивающихся межгосударственных споров по использованию пространств и ресурсов Арктики.

Относительно морских пространств Арктики действуют нормы международного морского права (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ).Согласно Конвенции прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической войны.

В районе Арктики установлено свободное судоходство, кроме того, возможны стоянки военных подводных кораблей, обладающих ядерным оружием. Северный морской путь, проходящий вдоль арктического побережья России, является главной национальной коммуникацией в России.Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе Полярного круга, правила охраны окружающей среды и т.п.

Договор о Шпицбергене 1920 г. устанавливает статус этого, расположенного в Арктике архипелага.Согласно договору Шпицберген (Свальбард) является демилитаризованной и нейтрализованною территорией, находящейся под суверенитетом Норвегии.Договором также предусматривается свободный доступ на острова и воды архипелага граждан всех государств-участников договора на проведение хозяйственной, научной или иной деятельности.

Новый импульс сотрудничеству арктических государств и всего мирового сообщества с арктических вопросов был дан в сентябре 1996 года, когда 8 арктическими государствами (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), на основе подписанного в Оттаве (Канада) декларации, была создана новая региональная международная организация - Арктическая Рада .

Соответствии с уставными документами ее целями являются:

  • осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
  • контроль и координация выполнения экологических программ;
  • разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития;
  • распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

Неарктические государства могут участвовать в деятельности Арктического Совета в качестве наблюдателей.

Договор об Антарктике 1959 г. Правовой режим использования ресурсов Антарктики

Антарктика - это материк Антарктида, расположенный вокруг Южного полюса Земли, ограничен с севера 60" южной широты и включает прилегающие к нему шельфовые ледники, острова и прилегающие моря.

Антарктика была открыта в ходе экспедиции российских судов под командой М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинс-Хаузен в 1818-1821 годах.

Правовой режим этой зоны определяется Вашингтонским договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. , первоначально был подписан двенадцатью государствами, включая СССР.Договор об Антарктике носит бессрочный и открытый характер.Он открыт для присоединения к нему любого государства-члена ООН или любая другая страна, может быть приглашена присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в консультативных совещаниях.

По этому договору (статья 1) Антарктида объявлена??демилитаризованной и нейтрализованной территорией.Там нельзя проводить ядерные испытания и осуществлять выброс радиоактивных отходов (статья 5).Однако договор не запрещает использование военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых мирных целей.Антарктида должна использоваться международным сообществом в мирных целях.Установлено свободу научных исследований и сотрудничества.Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находится под юрисдикцией государства, которое их туда направило.Воды Антарктики являются открытым морем.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживались».Но после подписания договора они были заявлены.Причиной стало предположение, что недра континента содержат большие минеральные богатства.На претензиях особенно настаивают Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия, Чили, Норвегия и Новая Зеландия.Положение обострилось в связи с ростом количества участников Договора: на 1 июля 1996 года в договоре уже принимало участие 41 государство.Выход был найден весьма оригинальный: государства-участники Договора на специальном Консультативном совещании 4 октября 1991 подписали в Мадриде (Испания) документ по урегулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики - Протокол об охране окружающей среды , стал практически составной частью Договора об Антарктике.Им фактически замораживается (запрещается) ведение в Антарктике всех видов геологоразведочных работ, включая эксплуатационные, сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашена международным заповедником.

Украина, в соответствии с положениями Договора в 1959 года, с 1996 имеет на этом материке свою научно-исследовательскую станцию??«Академик Вернадский» (бывшую «Фарадей»), расположенную на острове Галиндес (архипелаг Арджентайн), которая была подарена ей Великобританией.

Понятие и кодификация международного морского права

Понятие и история международного морского права

Международное морское право - это отрасль международного права, которая состоит из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Эта отрасль является одной из старейших, потому что с незапамятных времен Мировой океан, составляет 71% поверхности планеты Земля, играла значительную роль в удовлетворении хозяйственных и транспортных потребностей народов мира.

В течение длительного времени обычное право составляло основу данной отрасли, регулируя прежде отношения, связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся с этой целью на ранних стадиях развития международного морского права, но достаточно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н. н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режим плавания в заливах Карфагенский и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Эти договоры впоследствии повлияли на формирование международно-правового режима территориальных вод.

По римскому праву море целом признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), но вместе с тем подчинялось юрисдикции императора. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в отношении своих граждан, но не для других народов.

Древнеизраильское право рассматривало морские пространства к западу от Палестины как доминион Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не было принципа свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права как системы норм, определяющих режим морских пространств и правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.

В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные пространства. Так, Португальская корона претендовала на Атлантический океан к югу от Марокко, Испанская монархия - на Тихий океан и Мексиканский залив, английские короли - на Северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриатического моря, а Генуя - Лигурийского. Некоторые из этих претензий подкреплялись буллами римских пап Александра VI (1493) и Юлия II (1506). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности происходил по отдельным морскими регионами и учитывал местные условия и традиции. Так появились региональные источники морского права: Родосский морской кодекс, Олеронськие свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники составили свод местных законов, обычаев и общепринятого, что формировались и действовали в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали влияние на развитие международного морского права.

Бурное развитие промышленности, торговли и мореплавания, обусловлены Великими географическими открытиями, способствовало утверждению принципа свободы открытого моря и отказу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны капитализма, победившего - Нидерландов, в книге "Свобода морей, или Право, которое принадлежит Голландии, участвовать в торговле в Ост-Индии" ("Mare Liberum") утверждал, что ни Португалия, ни одна другая страна не могут владеть морями и иметь исключительные права на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей. Вместе с тем он признавал возможность установления пояса территориальных вод прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств.

Великая французская революция и утверждение капиталистических производственных отношений во многих европейских странах способствовали широкому признанию принципа свободы открытого моря. В 1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море - часть суши), имея в виду пояс территориальных вод, за пределами которых должен действовать принцип свободы морей.

История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права формировались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций - защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

XX в. ознаменовался чрезвычайно быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и мирового рынка; значительным расширением деятельности государств в Мировом океане. Все эти изменения требовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.

Кодификация международного морского права

В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане стало понятно, что обычный характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущие потребности морской деятельности.Возникла острая потребность в разработке и принятии международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчалась успехом, она была сделана в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развития международного морского права.Так, в период 1949-1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычных норм и разработки новых.Это дало возможность провести и Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой были рассмотрены и приняты четыре конвенции:

  1. территориальном море и прилежащей зоне;
  2. континентальном шельфе;
  3. рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права:

  • принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем, право мирного прохода через территориальное море;
  • принцип реальной связи между судном и государством флага;
  • о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны.Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в 1960 г. К сожалению, эта конференция не дала желаемых результатов.

Между тем вопросы, связанные с шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными.К этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией: загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океана, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

Весомым политическим фактором международных отношений стали развивающиеся страны, которые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств обусловила необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.

В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства.В результате появились такие международно-правовые акты, как:

  • Конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г. и 1974 г.;
  • Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
  • Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.;
  • Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.;
  • Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
  • Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.;
  • Конвенция о предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.;
  • Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.;
  • Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.;
  • Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г.;
  • Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими 2004 г.;
  • Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 и др.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных сферах, свидетельствовали о необходимости разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву - Хартии современного международного морского права.Среди других, первостепенной важности, приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения.Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 от 16 ноября 1973 была созвана ІІІ Конференция ООН по морскому праву.

Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума.Важной составляющей правил процедуры Конференции было "джентльменское соглашение" о консенсусе как главное средство принятия решений.Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип "пакетного" подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, несмотря на признание тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана. Конвенция не допускает каких-либо оговорок и исключений.

Всего было проведено 11 сессий, причем, начиная с 7-й сессии, каждая из них имела дополнительные ("восстановлены") части сессии.В них принимали участие делегации 164 государств. Также были приглашены 12 специализированных учреждений ООН, 19 межправительственных организаций и ряд неправительственных организаций.

На Конференции проявили себя такие полюса силы, за которыми стояли определенные политические и экономические интересы, как "Группа 77" (развивающиеся страны, которых на самом деле было около 120); группа западных капиталистических государств; группа социалистических государств; группа архипелажных государств; группа государств, не имеющих выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных географических условиях; группа проточных государств и др.

Несмотря на такое разнообразие интересов государств, принимавших участие в конференции, в конце концов удалось вынести на единственное за все годы голосование согласованный текст Конвенции ООН по морскому праву.30 апреля 1982 г. Конвенция была принята: "за" проголосовали 130 делегаций, «против» - 4 и 17 воздержались.Вместе с Конвенцией были приняты 4 резолюции, образовали Приложение I к ней.

Заключительный акт Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бэй (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В тот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания.

Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом - это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые лед­ники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г:

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их "заморозил". Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддер­жания или отрицания какой-либо претензии на территориаль­ный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).

Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, впра­ве проводить исследовательские работы в Антарктике. Прави­тельства, организации и граждане всех стран осуществляют на.этом континенте научные исследования на равных основаниях. Координация такой деятельности осуществляется Специальным комитетом координации научных исследований, в Антарктике (СКАР).

Регламентация деятельности в Антарктике

"Антарктика, - согласно ст. 1 Договора, - используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые ме­роприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также ис­пытания любых видов оружия". Однако Договор не препятству­ет использованию военного персонала или оснащения для на­учных исследований или для любых других мирных целей.

Международно-правовой режим природных ресурсов вклю­чает режим живых ресурсов и режим минеральных ресурсов.

Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., любой их промысел проводится в соответствии с принципами: а) предотвращения сокращения чис­ленности любой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают их устойчивое положение; б) поддержания эко­логических взаимосвязей между вылавливаемыми и связанны­ми с ними популяциями морских живых ресурсов; в) предот­вращения изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально неотвратимыми на протяжении двух или трех десятилетий. Для осуществления целей и принципов Конвен­ции из ее участников учреждается Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. обя­зывает не забивать и не отлавливать в этом районе определен­ные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Кон­венции случаев.

Конвенция по регулированию освоения минеральных ре­сурсов Антарктики 1988 г. обусловила соответствующую дея­тельность государств вынесением заключений, оценивающих возможное воздействие освоения на антарктическую окружаю­щую среду, на региональный и глобальный климат и констати­рующих достаточный уровень технологии и процедур обеспе­чения безопасности.

Оператор (государство, орган или учреждение государст­ва, юридическое лицо, совместное предприятие этих субъек­тов), проводящий освоение минеральных ресурсов, предприни­мает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового не­сет материальную ответственность.

Однако конвенционные меры в дальнейшем были призна­ны недостаточными. В Мадриде 4 октября 1991 г. был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарк­тике, ратифицированный от имени РФ 24 мая 1997 г. Его участ­ники характеризуют Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и науки. Протокол (ст. 7) запрещает в Антарктике любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований. Следовательно, действие Конвенции как бы заморожено на срок действия Про­токола (50 лет). Запрет ст. 7 продолжится до разработки нового режима в отношении освоения минеральных ресурсов с учетом приемлемости такой деятельности в интересах всех государств.

В компетенцию периодически созываемых консультатив­ных совещаний входит обмен информацией, взаимные консультации, разработка рекомендаций правительствам стран-участниц принять меры, содействующие реализации принципов и целей договора, включая меры относительно; 1) использования Ан­тарктики только в мирных целях; 2) содействия научным ис­следованиям в Антарктике; 3) содействия научному сотрудни­честву в Антарктике; 4) содействия осуществлению инспекций;

5) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции; 6) охра­ны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Рекомендации подлежат утверждению всеми странами - участницами Дого­вора. Вступившие в силу рекомендации являются составной ча­стью международно-правового режима Антарктики.

Статья V Договора запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этом районе радиоактивных ма­териалов. Первое Консультативное совещание государств - уча­стников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерно­го оборудования и техники в указанном районе.

Каждое государство - участник Консультативных сове­щаний имеет право назначать неограниченное число наблюда­телей, которые должны быть гражданами государств, их на­значающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время.

Территория этого континента, а также станции, установки,и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и догрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с возду­ха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, которые направляются государствам - участникам консультативных совещаний.

Государства обязаны заблаговременно информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, органи­зуемых на их территории или направляющихся с их террито­рии, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их граждана­ми, о любом военном персонале или оснащении, предназначае­мом для отправления в Антарктику.

Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождаю­щий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на т.н. "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов, все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п. СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии. В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г. сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере. Комиссия: содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. 16 сентября 1993 г. представители правительств арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики и признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. Охрана окружающей среды Арктики требует неуклонного принятия мер по ее освоению с учетом особо чувствительного характера окружающей среды Арктики. Было решено в случае необходимости применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде Арктики и решения по которой должны приниматься компетентными национальными органами. Государства поддержали осуществление положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В 1996 г. правительства арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США) подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовой режим Арктики

ВВЕДЕНИЕ

Антарктика - это южная полярная область, простирающаяся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она охватывает собственно материк Антарктида и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктида представляет собой материк площадью около 14 млн. кв. м, что составляет одну десятую площади суши земного шара. Она содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение.

Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий - климатическим, океанологическим и т.д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. Образно говоря, Антарктика - это не только "кухня" погоды, это и замерзшая во льду история возникновения и развития нашей планеты, это и своеобразное "окно в космос".

Открыта и впервые исследована она была в 1818 - 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С начала XX в. несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

арктика антарктика право законодательство

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ

1.1 История развития законодательства об Антарктике

В первой половине XX столетия очень остро стояла проблема территориального статуса Антарктики, и в 1959 г. был сделан серьезный шаг к ее решению - был заключен Договор об Антарктике. Правовое положение Антарктики без преувеличения является уникальным. Целый континент изъят из сферы военных приготовлений, здесь запрещено проведение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных отходов. Значение этих положений трудно переоценить, особенно учитывая сложившуюся сейчас в мире тревожную обстановку. Договор установил в Антарктике свободу научных исследований, предусмотрел право инспекции для проверки соблюдения его положений. Договором были "заморожены" территориальные претензии, и тем самым поставлен заслон на пути сепаратного раздела Антарктики.

В конце XX столетия дискуссия относительно правового статуса Антарктики в значительной степени фокусировалась вокруг призывов провозгласить данный регион и его ресурсы общим наследием человечества. За это ратовали бывший председатель III Конференции ООН по морскому праву Амерасингхе, шриланкиец Пинто, перуанец Де Сото, малайзиец Азраи, сьерралеонец Корома, американец Хоннольд и многие другие. Тем не менее, пожалуй, ни одна из теорий в прошлом не порождала столько споров и противоречивых суждений, как упомянутое предложение. Объясняется это тем, что концепция общего наследия человечества является сравнительно новой и пока еще не устоявшейся в современном международном праве. Вокруг этой концепции и сферы ее вероятного применения развернулась острая политическая борьба.

1.2 Особенности международно-правового статуса Антарктики

В целях определения международно-правового режима континента в 1959 г. был заключен Договор об Антарктике с участием СССР (далее - Договор об Антарктике). В нем участвуют свыше 30 государств, в том числе все великие державы. В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему.

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Промысел китов регулируется Конвенцией о китобойном промысле 1946 г. Созданная на ее основе Международная китобойная комиссия вынесла решение о прекращении коммерческого промысла китов. Есть Конвенция и в отношении промысла тюленей.

Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

В 1991 г. в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем. Любая деятельность - научные исследования, туризм и т.п. - в Антарктике разрешается лишь после оценки (на национальном, а при необходимости на международном уровне) воздействия ее на окружающую среду. Исключением является возможное в будущем использование антарктического льда для пополнения источников пресной воды. Протокол предусматривает, что по истечении 50 лет (т.е. в 2041 г.) может быть созвана международная конференция для изучения применения Протокола, хотя с согласия всех договаривающихся сторон - членов Консультативного совещания по Договору об Антарктике в Протокол могут вноситься поправки в любое время.

Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

2.1 Понятие и особенности Арктики

Арктика - расположенная вокруг Северного полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также северные части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция. Эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики, которая является уникальной во многих отношениях - экологическом, экономическом, военно-политическом.

Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

2.2 Юридический статус и правовой режим Арктики

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается и иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам н территориальному морю России аналогично положению норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индерлее: как и последняя. Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

На целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации н на консолидированность ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т.е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой разведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне основательно составляет прерогативу Российской Федерации как прибрежного к этой магистрали государства.

На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол "Нортуинд".

В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.

В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).

Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозеландские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58" 37" западной долготы" (п.2 Привила 1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).

Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плавания судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вывод проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледокольно-лоцманскую), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10).

Наделение АСМП достаточно широкими полномочиями в деле регулирования судоходного использования магистрали преследует следующие задачи: обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение в результате морских аварий моря или побережья может нанести ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера. Такие же задачи преследуют специальные принимаемые приарктическими странами нормативные акты, к числу которых следует отнести канадский Закон 1970 г. о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° северной широты. Им установлены весьма строгие ограничения всех таких видов деятельности, которые могут иметь своим результатом нарушение экологической безопасности в зоне, простирающейся на 200 морских миль от побережья этой страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., .специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилежащих к северному побережью СССР" установлено, что плавание судов и иных плавучих средств в пределах морских районов заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий может осуществляться лишь в случаях, установленных законодательством страны. В частности, это может иметь место при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости обеспечения безопасности людей, судов и прочих транспортных средств в случае их бедствия. В каждом таком случае мореплаватели обязаны немедленно сообщать администрации ближайшего порта о предпринимаемых ими действиях, строго соответствуя с указаниями компетентных органов.

Более детально процедура осуществления мер по защите морской среды в прилежащих к территории нашей страны районах установлена постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября 1984 г. "О порядке применения Указа "Об экономической зоне СССР"", где в целях пресечения нарушений соответствующего законодательства предусматривается применение пограничными войсками всех обусловленных сложившимися обстоятельствами мер для прекращения нарушений и задержания нарушителей. Согласно Положению об охране экономической зоны СССР, утвержденному Советом Министров СССР от 30 января 1985 г., должностные лица органов, осуществляющих охрану этой зоны, пользуются своими правами в отношении судов, находящихся в территориальных водах страны, если таковые нарушили законодательство об исключительной экономической зоне СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы.

Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 г., закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (ст. 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.

Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 г.) и Арктический совет (1994 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция "Об открытом море" от 29.04.1958. // СПС «КонсультантПлюс»

2. Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву от 10.12.1982. // СПС «КонсультантПлюс»

4. Договор об Антарктике, подписан в г. Вашингтоне 1 декабря 1959 г., вступил в силу 23 июня 1961 г., ратифицирован СССР // СДД. 1967. Вып. XXII. С. 233 - 293.

5. Абхадеев В.Р. Соотношение международно-правового статуса Антарктики и концепции общего наследия человечества. // Туризм: право и экономика. 2006. № 5

6. Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1989.

7. Гуцуляк В. Н. Морское право. М.: 2003.

8. Колодкин А.Л. Принцип общего наследия человечества // Мировой океан и международное право. М.: 1986.

9. Колосов Ю. М.., Кривчикова Э. С. Международное право, 2007.

10. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Волтерс Клувер, 2005.

11. Молодцов С. В. Международное морское право. М.: 1987.

12. Морское право и международное научно-техническое сотрудничество / Под ред. А.Л. Колодкина. М., 1991.

13. Постышев М.В., Даниленко Г.М. Концепция общего наследия человечества в международном праве: два подхода к одной проблеме // СГП. 1988. N 6.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Главная особенность международно-правового режима Антарктики. Протокол об охране окружающей среды. Промысел китов, особенности регулирования. Охрана государственной границы Российской Федерации. Случаи применения оружия командиром военного корабля.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2013

    Цель работы: особенности правового статуса и правового режима Арктики. Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. Роль России в освоении Арктики. Государства, граничащие с Арктикой. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2008

    Понятие и виды территорий в международном праве. Правовой режим государственной территории, статус и виды государственных границ. Демилитаризация и нейтрализация территорий. Правовой режим международных рек. Международный режим Антарктики и Арктики.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Понятие и виды территорий в международном праве. Территории со смешанным правовым режимом. Арктика как место соприкосновения интересов Европы, Азии, Америки. Сущность секторальной теории. Цели Арктического Совета. Принцип свободы научных исследований.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Загальна інформація про Антарктику. Проблема встановлення правового режиму Антарктики. Основні положення договору про Антарктику 1959 року. Нейтралізація і демілітаризація Антарктики. Сутність конвенції про збереження морських живих ресурсів Антарктики.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2010

    Анализ Конвенции ООН по морскому праву как всеобъемлющего международного договора. История принятия и общая характеристика основных положений Конвенции. Правовой режим морских пространств, образующих зоны функциональной юрисдикции. Статус морских вод.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2014

    Исторические особенности создания арктической зоны, анализ законодательства регламентирующего их правовой статус. Общая характеристика зоны РФ в Арктике. Анализ законодательства и правового режима приарктичеких государств, а также их современных проблем.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2010

    Понятие, история и кодификация международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Морское дно за пределами национальной юрисдикции. Правовое положение судов и военных кораблей. Международно-правовые вопросы безопасности плавания.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Формирование и развитие международно-правового режима Каспийского моря. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря. Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по определению статуса Каспийского моря.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Отличительные черты Прикаспийского региона. Проблема определения правового статуса и режима международного сотрудничества в отношении водных пространств и недр Каспийского моря. Историко-правовой статус региона. Экологические проблемы Каспийского моря.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то