Cочинение «Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького. «Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать")

Подъем революционного движения в начале 900-х годов, героические события 1905 года дали Горькому чрезвычайно богатый материал для создания революционного романа.

Революционное движение среди сормовских рабочих, организация и проведение первомайской демонстрации в 1902 году, столкновение с полицией, аресты, суд над рабочими - все эти события послужили сюжетной основой романа «Мать».

Сормовские события почти непосредственно наблюдал М. Горький, живший в те годы в Нижнем Новгороде. Вскоре после сормовской демонстрации Горький решил приступить к созданию романа о рабочих-революционерах, положив в его основу документальный ма-териал рабочего революционного движения в Сормове и Нижнем Новгороде конца 90-х и начала 900-х годов.

«Мысль написать книгу о рабочих явилась у меня еще в Нижнем, после сормовской демонстрации, - сообщал много позднее Горький. - В то же время начал собирать материал и делать разные заметки».

Таким образом, замысел романа «Мать», по воспоминаниям самого Горького, относится к 1902 году.

Горький был тесно связан с Нижегородским комитетом РСДРП. По воспоминаниям современников, он принимал живое участие в жизни и работе организации: устраивал нужных партии людей (квартиры, явки, адреса), налаживал материальную помощь.

В Сормове развернулась массовая агитация среди рабочих, успешно распространялись прокламации.

В конце лета 1901 года был избран Нижегородский комитет РСДРП; в него вошел и Петр Заломов, один из талантливых рабочих-организаторов и пропагандистов в Сормове, которого хорошо знал Горький.

Заломов и его мать явились прототипами главных действующих лиц романа - Павла и Ниловны.

Интересные воспоминания Петра Андреевича Заломова содержат ряд фактов из жизни сормовских рабочих, которые имеют непосредственную связь с событиями, изображенными в романе Горького.

В связи с этим необходимо определить принципы типизации Горького в романе «Мать». В статье «О том, как я учился писать» Горький писал, что «искусство создания характеров и «типов» требует воображения, догадки, «выдумки». Писатель создает типические образы «по законам абстракции и конкретизации», выделяя и обобщая в лице одного купца, дворянина, мужика, по словам Горького, наиболее характерные, естественные черты каждого купца, дворянина, мужика. Художник создает «литературные типы». Так возникают нарицательные типы. «Всякого лгуна мы уже называем Хлестаков, подхалима -- Молчалин, лицемера - Тартюф, ревнивца - Отелло и т. д.», - писал Горький.

В романе «Мать» Горький изображает быт рабочих, фабрику, отношения между рабочими и хозяевами, беспросветную жизнь отца Павла Власова, тяжелый труд, нужду, побои, пьянство как типичные явления старого мира. Но всякий большой художник видит в жизни не только то, что часто встречается, стало типичным, распространенным явлением, но и то, что зарождается, что возникает как новое, необычное, но яркое характерное выражение прогрессивного и общественного развития. На основе новых явлений действительности художник создает образы, обобщающие новые черты эпохи, отражающие борьбу нового со старым. Образы рабочих-революционеров в романе «Мать» - Павла Власова, Андрея Находки, Весовщикова, Рыбина и др. - и образ матери Павла, Пелагеи Ниловны, являются типическими образами, как отражение нового этапа освободительного движения в России - пролетарского. Образ Ниловны является типическим не потому только, что в жизни было уже много матерей, подобно Ниловне идущих в революцию за своими сыновьями, но прежде всего потому, что в нем отражена характерная черта эпохи - рост революционного сознания среди рабочих.

Заломов в сормовской демонстрации встал во главе рабочих со знаменем, на котором было написано: «Долой самодержавие!»

Героическое поведение инициаторов политической демонстрации Первого мая в Сормове нашло свое отображение в романе «Мать».

Вскоре после ареста Заломова мать его, Анна Кирилловна, познакомилась с Горьким, который принял непосредственное участие в судьбе ее сына: оказывал ему помощь в тюрьме, выслал деньги для организации побега из Сибири.

Первая встреча Горького и Заломова произошла в Финляндии, на даче Горького в Куоккала, в 1905 году; свидеться раньше не позволяли условия конспирации.

Горький, вспоминает Заломов, «при первой встрече обнял меня и крепко поцеловал. Потом немного отошел, посмотрел и сказал: «Так вот вы какой...» Я сказал ему, что ничего лучшего, чем «Песня о Соколе», он никогда не напишет и что в бою я загорожу его своей грудью. На это он ответил: «Я тоже загорожу вас своей грудью в бою».

Во время этой встречи Горький, рассказывает Заломов, много расспрашивал «о моей жизни, об отце и матери, о революционной работе, о сормовской демонстрации. Я сообщал больше сухие факты, мало говорил о своих настроениях, ничего - о своих мечтах. Из ложного стыда я совершенно умолчал о побоях в участке и в башне нижегородской тюрьмы, о своих переживаниях. Мне и в голову не могла прийти мысль о том, что мои рассказы, моя жизнь послужат канвой для замечательного произведения, которое сыграло большую роль в революционизировании рабочих масс».

Создавая образ Павла Власова, Горький отнюдь не стремился списать его целиком с живого лица, изобразить все детали его жизни с непременной точностью. «Когда писатель работает книгу, - писал Горький в одном из писем, - он изображает в пей не портрет того или другого знакомого ему человека, а старается изобразить в одном человеке многих, похожих на этого одного человека». И Павел Власов отнюдь не был просто портретом П. А. Заломова, который, кстати, и сам писал, что «произведение Горького не является простым пересказом» его жизни и жизни его матери. «Горький взял две эти жизни лишь как канву для своего художественного произведения». Так, например, Горький изменил и речь, произнесенную Заломовым на суде, и в речи Павла Власова подчеркнул, что основой рабочего революционного движения является борьба за социализм. Краткое изложение своей речи П. А. Заломов передал из тюрьмы на волю, и она, наверно, была известна Горькому, но к 1906 году, когда был написан роман, прошло еще несколько политических процессов - в Ростове, в Баку, в Саратове, - развернулись исторические события первой русской революции 1905 года, свидетельствовавшие об огромной революционной энергии и возросшей политической сознательности рабочего класса. Естественно, что в речи Павла Власова Горький обобщил весь опыт революционной борьбы того времени, чтобы передать в своем романе правду истории, рассказать о воле рабочего класса идти до конца в своей политической борьбе - свергнуть самодержавие и буржуазию, бороться за победу социализма.

«Мы - социалисты», - гордо заявляет на суде Павел Власов.

Черты характера Анны Кирилловны, матери П. А. Заломова, и факты ее биографии были использованы Горьким при создании образа Ниловны; однако в этом образе Горький отразил не только черты Заломовой.

На вопрос, существовали ли люди, показанные в романе, сам Горький отвечал:

«Была ли Ниловна? В подготовке революции, в «подпольной работе» принимали участие и матери. Я знал одну старуху, мать рабочего-революционера, которая под видом странницы развозила революционную литературу по заводам и фабрикам.

Нередко матери во время тюремных свиданий с сыновьями передавали им записки «с воли» от товарищей. Мать одного из членов ЦК партии большевиков хранила печать комитета на голове у себя, в прическе.

Жандармы дважды делали обыск в квартире, а печать не нашли.

Такие матери были не так уж редки...»

Литературной предшественницей Ниловны является образ рабочей женщины в рассказе Серафимовича «Бомбы». Забитая, несчастная женщина, которая всю жизнь мучилась из-за куска хлеба, стирала чужое белье, под влиянием передовых рабочих начинает понимать, что значит «эксплуатация, прибавочная стоимость», и сама втягивается в революционную работу.

В особом конверте с надписью «Мать» Горький собирал сведения о женщинах - участницах революционной борьбы: письмо матери рабочего-эмигранта А. Бурова, письмо о старушке Кадомцевой, арестованной в Уфе в 1907 году вместе с сыном. На нее ссылался Горький в 1910 году, отвечая на несправедливый упрек в «исключительности» Ниловны: «Она [то-есть Ниловна] - не исключение. Вспомните мать Кадомцевых, судившуюся в Уфе за то, что она пронесла в тюрьму сыну бомбы, коими была взорвана стена во время побега».

Сама А. К. Заломова подтвердила слова Горького: «Повесть его «Мать»... читала не раз. Спрашивают меня: похоже ли написал писатель? Не знаю, таких матерей, как я, тогда было много... Повесть Горького-правильная повесть. Она рассказывает, как должны поступать матери, которые за дело своих детей стоят, за правду, за трудящийся народ».

0 дальнейшей судьбе матери и сына Заломовых рассказывает уже указанная нами книга «Семья Заломовых». П. А. Заломов был сослан на поселение в Сибирь, откуда бежал в 1905 году. Он был организатором боевых дружин во время декабрьского вооруженного восстания в Москве, а затем жил под надзором полиции в городе Судже Курской губернии до 1917 года. Во время Великой Октябрьской социалистической революции был членом Суджинского революционного совета рабочих и крестьянских депутатов, а затем принимал активное участие в партийной и советской работе в городе Судже. В 1949 году Указом Президиума Верховного Совета СССР П. А. Заломов, как «один из активнейших участников революционного движения в Сормове, герой романа М. Горького «Мать», был награжден орденом Ленина (вторично).

Сочинение

М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что революция жива, знал, что пролетарий непоколебим, верил, что в недалеком будущем новым и более могучим ударом он сбросит “гнет вековой навсегда”. Роман “Мать” явился олицетворением всех политических убеждений писателя.
В нем М. Горький повествовал о могучей, несгибаемой силе российского пролетариата, о том, как правда жизни разбудила забитую нуждой и гнетом полицейского режима пожилую женщину из рабочей среды.
Женщина поняла, что, пока на земле существует власть богачей-помещиков и фабрикантов, народ обречен на бесправие, голод, бедность, болезни, невежество, и потому добиться своего счастья - полного освобождения от гнета - народ может только собственной волей, собственными силами. Этой женщиной является Власова Пелагея Ниловна.
В начале романа М. Горький показывает ее как робкую и покорную женщину, которая угнетена пьяным мужем, религиозностью, бедностью, сознанием, что “все так живут”. Она похожа на большинство женщин слободки. Но постепенно Ниловна начинает прислушиваться к словам сына и его друзей. Мать начинает понимать их правду, а именно то, что жизнь может быть совсем иной, и перестроить ее должны трудящиеся. Это сближение с революционерами изменяет ее взгляды и мировоззрение.
Сначала Ниловна, прислушиваясь к разговорам Павла с товарищами, боится, что такие, разговоры плохо кончатся для сына, но затем начинает понимать, что Павел прав, и гордится им. Мать, часто думая о сыне, соединяла в его образе все самое лучшее, что могло быть у человека: “Иногда образ сына вырастал перед нею до размеров героя сказки, он соединял в себе все честные, смелые слова, которые она слышала, всех людей, которые ей нравились, все героическое и светлое, что она знала”. Понемногу Ниловна начинает втягиваться в революционную борьбу. Она говорит, что поняла правду сына и его друзей: “... покуда будут богатые - ничего не добьется на род, ни правды, ни радости, ничего! Вот живу я среди вас, иной раз ночью вспоминаю прежнее, силу мою, ногами затоптанную, молодое сердце мое забитое - жалко мне себя, горько! Но все-таки лучше мне стало жить”.
У Ниловны появляются общие духовные интересы с Павлом. Все друзья ее сына кажутся ей родными детьми, идущими рядом с ней трудным, непроторенным путем к новой жизни. Она уверена в том, что может помочь им в революционной борьбе. И это помогает ей преодолеть трудности ее духовного обогащения.
Это обогащение души матери можно пронаблюдать на ее поступках, на изменении ее речи и мышления. Раньше Ниловна ограничилась только бытовыми заботами. Круг ее впечатлений был узок. Из-за этого скуден и ее язык. Она не может словами выразить все свои мысли. Позже, уже став революционеркой, она сознает это и говорит: “Мы люди черной жизни... все чувствуем... понимаем, а сказать не можем”.
В своем первом выступлении на первомайской демонстрации Ниловна еще связывает специальную борьбу с религиозными представлениями о жизни. Она говорит: “Идут в мире дети наши к радости, - пошли они ради всех и Христовой правды ради - против всего, чем заполонили, связали, задавили нас злые наши, фальшивые, жадные наши!” Теперь мы можем уже наблюдать изменение речи и расширение кругозора матери.
Арест Рыбина вызывает сочувствие в душе Ниловны. Она переживает за то дело, которое ей поручено, ведь теперь некому отдавать те листовки, которые она везла на завод. Но все-таки и в селе Нильском, куда она приехала, находятся люди, по могающие ей распространить нелегальную литературу среди крестьян. Теперь уже Ниловна, ведя беседу с крестьянами, действует как искусная пропагандистка, прибегая к социальным понятиям.
В процессе приобщения к революционной работе мать вся духовно преображается. Она умело и ласково разговаривает с людьми, с жадным любопытством всматривается в окружающий ее мир, который словно впервые распахивается перед ней.
“Красота какая, Николай Иванович, а? - взволнованно говорит Пелагея Ниловна. - И сколько везде красоты этой милой, - а все от нас закрыто и все мимо летит, не видимое нами. Люди мечутся - ничего не знают, ничем не могут любоваться, ни времени у них на это, ни охоты. Сколько могли бы взять радости, если бы знали, как земля богата, как много на ней удивительного живет. И все - для всех, каждый - для всего, - так ли?” Недаром старый революционер Егор Иванович восхищенно говорит ей: “Вы - красавица!”, - подчеркивая этим ее духовную, красоту.
Выразительна последняя сцена романа - арест Ниловны. “Седая женщина с большими честными глазами на добром лице”, избиваемая жандармами, бросает в толпу листовки с речью Павла, и сама произносит страстную речь, как бы защищая своего сына, заключенного в тюрьму, и идя по его стопам. “Ей казалось, что все готовы понять ее, поверить ей, и она хотела, торопилась сказать людям все, что знала, все мысли, силу которых чувствовала... - Слово сына моего - чистое слово рабочего человека, неподкупной души! Узнавайте неподкупное по смелости!”
И не случайно в эти минуты в памяти Ниловны возникает образ Рыбина. Он укрепляет ее мужест во. “Несколько секунд колебаний точно уплотнили все в ней. Сердце забилось спокойнее”.
М. Горький создает в романе “Мать” образ женщины-революционерки. Ниловна воспринимает правду двадцатого века - борьбу за счастье трудового народа не только умом, но и непосредственным нравственным духом. Духовному пробуждению героини сопутствует мир новых мыслей и новых эмоций.
Образ Ниловны в романе “Мать” - свидетельство глубоких изменений мировоззрения людей, вступивших на путь революционной борьбы.

Другие сочинения по этому произведению

Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать"

Роман М.Горького «Мать» в школе XXI века

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Елена ЯНЧЕНКО

Янченко Елена Ефимовна (1958) - учитель московской школы № 1415.

Роман М.Горького «Мать» в школе XXI века

П осле крушения коммунистической идеологии радикальному пересмотру подверглись многие культурные и духовные ценности в нашей стране. В первую очередь это коснулось истории русской литературы XX века. Неизбежный и благотворный в целом, этот процесс неотвратимо привёл к перегибам: советские классики - Горький, Маяковский, Фадеев и другие - сегодня так же безоглядно опорочиваются, как безответственно возвеличивались до перестройки. Единая общегосударственная программа отсутствует, имеющиеся великодушно предоставляют учителю выбирать по собственному усмотрению между «Фомой Гордеевым» и «Матерью» Горького, «Хорошо!» и «Люблю» Маяковского, «Двенадцатью» и «На поле Куликовом» Блока. Возникает соблазн говорить с учениками о Набокове и Пастернаке вместо набивших оскомину певцов революции, тем более что программы вступительных экзаменов гуманитарных вузов, в частности МГУ им. Ломоносова, исключили из своего поля зрения и горьковскую «Мать», и революционные поэмы Маяковского, да и саму Октябрьскую революцию наиболее “продвинутые” старшеклассники, как некогда старые большевики, называют “переворотом”.

В этих условиях здравый смысл и историческая справедливость требуют создания объективной, а не политически конъюнктурной и злободневной истории русской литературы XX века, и представить её без должного внимания к теме социал-радикализма так же невозможно, как вычеркнуть реальные события 1917 года из истории нашей страны.

Я считаю, что задача преподавания литературы в старших классах состоит не только в ознакомлении учащихся с несколькими наиболее яркими именами отечественной словесности и развитии элементарных навыков литературоведческого анализа. В условиях разрушенной системы внеклассной воспитательной работы (прежде зиждившейся на упразднённых ныне комсомольской и пионерской организациях) важнейшая роль в нравственном воспитании ложится на уроки словесности и истории. Формирование личности невозможно без глубокого, заинтересованного понимания закономерностей исторической судьбы своего народа и его культуры. Над этим я работаю, изучая литературу в старших классах. Трагическая история России в XX веке не результат “жидомасонского заговора”, недалёкости Николая II, злой воли Ленина и Троцкого, других внешних, случайных причин. Она развивалась в силу множества причин, условий, складывавшихся веками, то есть была неизбежна и неотвратима. Убедиться в этом, разобраться в истоках национальной трагедии, понять психологию людей, через поступки которых прокладывала себе дорогу историческая необходимость, по-моему, и означает извлечь уроки из истории, чтобы не допустить в будущем повторения подобных общественных катастроф. Таким, на мой взгляд, должен быть главный пафос работы учителя-словесника в старших классах, и изучение романа «Мать» вносит весомый вклад в его реализацию.

Конечно же, изучать «Мать» сегодня так, как это делалось двадцать лет назад, невозможно. В классе умных, начитанных, независимо мыслящих ребят можно не скрывать, что книга по своим художественным достоинствам не является шедевром и изучать её нужно именно как документ эпохи, в образной форме отразивший её главные социально-нравственные закономерности. Главный акцент делается на том, что произведение ярко новаторское, отражает напряжённый поиск новых путей развития страны и человека в то время, когда старые, традиционные уже не удовлетворяли прогрессивно мыслящее сознание.

Первая тема традиционно посвящена судьбе рабочей массы в изображении Горького. При анализе первой–третьей глав ставится задача сравнить изображение действительности и человека у Горького и современных ему писателей-реалистов. Учащиеся без труда обнаруживают сходство. Узнают чуть ли не цитату из чеховского «Человека в футляре» , образ “футлярной жизни” вспоминается и при обсуждении отношения слобожан к чужакам, пытавшимся нарушить “уныло правильный ход” жизни и встречавшим неизменное отчуждение окружающих, порождённое вечным принципом “как бы чего не вышло”. Неожиданной может показаться параллель, проводимая ребятами между изображением Ниловны в третьей главе и главным героем бунинского «Господина из Сан-Франциско». Действительно, эти герои находятся на противоположных полюсах социальной системы, но тем показательнее их несомненное сходство: обезличенность, потеря индивидуальности в результате подчинённости правящим миром законам. Эти сравнения приводят к важному выводу: для Горького классовая характеристика жизни не является определяющей, его рабочие несут в себе черты, которые Чехов находил у интеллигенции (Беликов), Бунин - у буржуазии. Мысль углубляется, когда ученики сравнивают изображение быта рабочих у Горького и Куприна («Молох») и видят, что Горький нисколько не педалирует тему материальной бедности рабочих. Его герои, в отличие от купринских, живут в добротных собственных избах; Ниловна, жена слесаря, не работает, то есть заработка мужа вполне хватает на содержание семьи (а многие ли рабочие и служащие в советское время могли этим похвастаться?); начинающему рабочему Павлу не составило проблемы экипироваться по последнему “писку” слободской моды, вырядиться франтом с головы до ног; позже, занявшись революционной деятельностью, он пропускает работу, собираясь сказаться больным, что само по себе не грозит ему никакими осложнениями, и так далее. Все эти факты говорят о том, что в материальном плане горьковские рабочие отнюдь не бедствуют. Возникает вопрос: чего же им не хватало - не только горьковским героям, но и нашим реальным предкам, устраивавшим демонстрации и забастовки вместо того, чтобы законными путями зарабатывать деньги, копить, обогащаться, открывать собственное дело и так далее? Ответ находим при более вдумчивом анализе первых глав романа. Не хлебом единым жив русский человек, его угнетает бездуховность, бессмысленность однообразной жизни, не имеющей другого содержания, кроме изматывающего труда и звериных радостей пьяного разгула. При двенадцатичасовом рабочем дне за счёт большого количества праздников свободного времени у рабочих в царской России было больше, чем в советское время при восьмичасовом рабочем дне и двух выходных в неделю, но имеющийся досуг не на что было потратить, кроме как на пьяные драки. Рождающийся человек вступает в мир, который раз навсегда очерчен для него тремя точками: дом, завод, кабак; и прорвать его, обрести какую-либо перспективу, глотнуть свежего воздуха свободы, нравственного развития русский простолюдин не мог.

Заостряю ситуацию вопросом: “Как можно помочь слобожанам приобщиться к разумной, творческой культурной жизни, обрести в себе образ Божий, которого начисто лишены эти «испуганные тараканы»”? Предлагаю ребятам поставить себя на место Павла Власова, любящего своих соседей, желающего им добра, и придумать, что реально он мог бы сделать для них в той России. Без всякого напора со стороны учителя, самостоятельно ребята признают, что при существующей системе власти жизнь людей изначально обречена на вышеуказанную безысходность, и только революция, то есть радикальный слом всех существующих отношений собственности и власти, могла дать надежду на её изменение.

Так социалистическая идея становится не зловредным измышлением комплексующих инородцев, а живой и убедительной, естественным выходом из пагубного сложившегося положения.

А нализ первых глав показал, что жизнь у Горького предстаёт такой же, как и у писателей-реалистов его времени: мрачной, тоскливой, бездуховной, обезличенной. Но если у Чехова, Бунина и Куприна жизнь такова как в начале, так и в конце произведения, на протяжении которого ничего не меняется в действительности, то у Горького такое положение - только исходная точка пути. Весь роман посвящён изображению выхода из угнетающей безысходности бытия, изменению мира и человека.

Сегодня анализ массовых сцен романа протекает, как ни странно, с большим интересом, чем это было в советское время. Повсеместно ощущаемый идеологический пресс создавал у школьников предубеждение, заранее отталкивавшее их от этого произведения. Сейчас же революционная тема совершенно отсутствует в окружающем наших детей информационном пространстве, уже в силу тематической новизны эти страницы «Матери» интересны для учащихся. Учитель может активизировать этот интерес, поставив перед учениками исследовательскую задачу: проследить изменение поведения массы от сцены к сцене. Выявляется сквозная образная линия: “отработанный шлак” - “густая, чёрная, возбуждённо гудевшая толпа” - “в её (первомайской песне) спокойном пламени плавился тёмный шлак пережитого, тяжёлый ком привычных чувств и сгорала в пепел проклятая боязнь нового...” (гл. 1–12–25 первой части). “Испуганные тараканы” - “Уж вы оставьте копеечку-то при нас...” - “Толпа походила на чёрную птицу - широко раскинув свои крылья, она насторожилась, готовая подняться и лететь...” (там же).

Сравниваются финалы сцен «Болотная копейка» и «Первое мая». Сходство в том, что обе сцены заканчиваются неудачей: забастовка не удалась, демонстрацию разогнали. Но после “болотной копейки” Власову казалось, “что его слова исчезали бесследно в людях, точно редкие капли дождя, упавшие на землю, истощённую долгой засухой”, а после разгона демонстрации люди остаются на улице, обсуждают произошедшее, упрекают себя в трусости, помешавшей им защитить революционеров. Интересно применить элементы лингвостилистического анализа. Напоминаю, что конец книги, части, главы - особо важное, “ударное” по значимости место произведения. Финал сцены «Первое мая» совпадает с концом первой части книги, что придаёт ему особую весомость в композиции. Обращаю внимание на то, что, с точки зрения синтаксиса, два последних предложения представляют собой одно простое с однородными сказуемыми . Но автор не только делает из него два самостоятельных, но и каждое из них выносит в абзац, что, помимо зрительного выделения, подразумевает определённую интонацию: более медленный темп произнесения, глубокие паузы. Так синтаксис и графика способствуют подчёркиванию важности происходящей в людях внутренней работы.

Итог сцены суда сопоставляется с концом демонстрации. Первого мая один вид выстроившейся неподвижно шеренги солдат рассеивает толпу (одновременно вспоминаем, что в “болотной копейке” одного безрукого директора было достаточно, чтобы прекратить митинг), после суда же полиция активно пытается разогнать толпу, обступившую родителей осуждённых, но безуспешно .

Таким образом, хрестоматийный вывод об изображении жизни в революционном развитии формулируется учащимися самостоятельно, в результате анализа идейно-образной структуры романа, самостоятельной работы над текстом. Эта новаторская черта «Матери», канонизированная впоследствии социалистическим реализмом, отражает настроение эпохи начала XX века, её стремление к радикальному обновлению жизни во имя идеалов свободы и гуманности.

Эта же идея определяет в романе изображение судьбы отдельного человека. Судьба массы и личности находится в неразрывном единстве - мысль не совершенно новая в русской литературе, мощно прозвучавшая в «Войне и мире» Толстого. Но в большинстве произведений предшествовавшей и современной Горькому литературы утверждался трагичный и безысходный конфликт интеллектуально развитого героя (к каким, без сомнения, можно отнести Павла Власова) и тупой, невежественной толпы. Для начала XX века - эпохи декаданса и индивидуализма - новаторски прозвучала идея Горького о том, что личность, возвысившаяся над толпой, несущая в себе очевидные черты ницшеанского сверхчеловека, призвана посвятить свои недюжинные силы и талант служению массе, возвысить её до себя, сделать такой же сильной и развитой. В «Матери», как и в других произведениях Горького, отразилось его сложное отношение к герою Ницше, стремление наполнить привлекательный для русского писателя образ сверхчеловека любовью к людям, гуманистическим содержанием.

П ри анализе образа Павла Власова выявляется ещё одна яркая новаторская особенность романа - разрешение трагического конфликта долга и чувства. Во время изучения литературы XIX века большое внимание уделялось понятию трагического характера в духе гегелевской эстетики, то есть такого, где происходит борьба стремления к счастью и веления долга, обрекающая человека на жестокую внутреннюю борьбу с самим собой. Эта борьба неизбежно заканчивается смертью, потому что только она может примирить два противоположных, но одинаково важных для героя начала. В таком аспекте осмыслялись образы Катерины, Базарова, Лойко и Радды. В «Матери» же разрешается вечный конфликт, служивший материалом для европейской литературы, начиная с античной трагедии.

Революционеры Горького отказываются от личного счастья во имя своего революционного долга. Имеется в виду сознательный отказ героев от радости взаимной любви, самоубийственное решение Павла нести знамя во время демонстрации, его же отказ от побега из тюрьмы и другие факты, идейным объяснением которых является фраза Павла: “Не хочу ни любви, ни дружбы, которая цепляется за ноги, удерживает...” (гл. 23, ч. 1). Героям нелегко, но в этом и проявляется их “сверхчеловеческая” природа, что они подавляют в себе всё слабое, человеческое, естественное, чтобы ничто не мешало им в их великом служении. Автор восхищается своими героями, но наше сегодняшнее отношение к ним менее однозначно. Здесь нужно осмыслить образ революционерки Людмилы, которая, перейдя на нелегальное положение, ушла от семьи, оставив сына у мужа, товарища прокурора. Её терзает не столько разлука с сыном, сколько мысль, что муж воспитает их ребёнка в проправительственном духе, то есть врагом матери, её идей. “Если бы он был со мной - я была бы сильнее, не имела бы раны в сердце, которая всегда болит. И даже если бы он умер - мне легче было бы...” (гл. 28, ч. 2).

Цитирование этой фразы на уроке всегда имеет шокирующий эффект. Дико и противоестественно звучит сегодня пожелание матери смерти собственному сыну. Часто на уроке по этому поводу возникает дискуссия. Характерно, что ребята не отторгают с ужасом и отвращением эту мысль, но пытаются понять логику автора и его героини и объяснить, порой даже защитить её. Однако, несомненно, учащиеся понимают, что путь, предлагаемый Горьким, означает пересмотр незыблемых нравственных норм, что может иметь самые неожиданные последствия.

Так работа подходит к проблеме, которую я считаю главной при изучении романа «Мать», - проблеме рождения нового гуманизма. Она осмысляется на материале эпизода убийства шпиона Исая (гл. 24, ч. 1). Учащиеся получают вопрос: “Как реагируют Павел и Андрей Находка на убийство Исая?” Позиции героев, различаясь в оттенках, едины в главном: во имя дела можно убить врага, не только сильного и агрессивного, но и жалкого и ничтожного, как Исай. Спрашиваю: “Не напоминает ли ситуация аналогичную из другого литературного произведения: жалкое, но зловредное существо должно быть пожертвовано во благо других, хороших, достойных, но несчастных людей?” Ребята без труда вспоминают Алёну Ивановну, но понимают, что авторские позиции в произведениях совершенно разные. Эта аналогия даёт материал для широкого обобщения.

Вдохновлявшая Достоевского христианская мораль к началу XX века исчерпала себя, представлялась несостоятельной большинству интеллектуально развитого населения Европы. “Бог умер” - эта фраза Ницше стала лозунгом дня. Восемнадцать веков развития и господства религиозной нравственности не сделали человечество чище и добрее, наоборот, буржуазная эпоха дала примеры самого оголтелого и безудержного имморализма. Горький берёт на себя труд предложить современникам новое “евангелие”, оправдывающее насилие как необходимость на пути к человеческому счастью.

В «Матери» мы наблюдаем рождение новой морали, оправдывающей насилие. Старая мораль стремилась объединить всех людей любовью к Богу и друг другу, новая же основывается на разделении людей, противопоставлении их по классовому принципу. Все не могут быть счастливы одновременно.

Опять вспоминаем Достоевского. Раскольников, стремясь обратить Соню в свою веру, ставит перед ней “вопрос ребром”: “Если бы вдруг всё это теперь на ваше решение отдали... Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?” Соня уходит от ответа: “Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?” Но если человек считает себя ответственным за мир вокруг себя, если он хочет активно, действенно помочь несчастным, он понимает, что осчастливить “Катерину Ивановну” можно только за счёт “Лужина”. В соответствии с новой моралью одновременно соблюсти интересы одной и другого невозможно. Чтобы добиться счастья одних, нужно уничтожить других. Это справедливо, потому что угнетённые несчастны, а угнетатели - преступники. Ради счастья большинства можно уничтожить меньшинство, к тому же само погрязшее в преступлениях. Но насилие - это не самоцель. Потом, в будущем, в новом обществе, где все будут равны, не будет угнетения, все люди будут добры и прекрасны, будут мир и счастье. “Приходится ненавидеть человека, чтобы скорее наступало время, когда можно будет только любоваться людьми. Нужно уничтожать того, кто мешает ходу жизни, кто продаёт людей за деньги, чтобы купить на них покой или почёт себе” (гл. 24, ч. 1). Ради этого будущего счастья сегодня оправдана гибель угнетателей. Другого пути к общему благоденствию нет.

Рождение этой новой морали происходит в муках. Горький всё же воспитан на традициях классической литературы, и согласиться с неизбежностью и оправданностью убийства ему очень тяжело. Его революционеры не жестокие и хладнокровные фанатики, они живые люди, им, как всякому человеку, отвратительно убийство. Андрей Находка мучается оттого, что знал, но не помешал убийству Исая. Но в признании необходимости и законности случившегося, в согласии при случае самому сделать это, по Горькому, высший подвиг революционера. “По дороге вперёд и против самого себя идти приходится. Надо уметь всё отдать, всё сердце. Жизнь отдать, умереть за дело - это просто! Отдай больше, и то, что тебе дороже твоей жизни, - отдай, - тогда сильно взрастёт и самое дорогое твоё - правда твоя!..” (там же). Побороть свою жалость, отвращение к убийству труднее, чем отдать свою жизнь. Высшая жертва, которую приносят революционеры людям, - жертва своей совестью.

Здесь снова напрашивается аналогия с героем Достоевского. Раскольников, решившись на убийство, не сумел вынести его страшных, разрушительных для личности последствий - “заковать своё тело в бронзу”, - остался живым, обычным, нравственно здоровым человеком, для которого преступление само по себе отвратительно. В этом величие героя, по мнению Достоевского. Горький же, наоборот, истинное величие революционера видит в умении перебороть свою естественную человеческую природу, отказаться не только от любви к женщине и уважения к матери , но и от собственной совести. Снова вспоминается ницшеанский сверхчеловек, которым так и не сумел сделаться Раскольников.

Спор с христианской моралью Горький ведёт и на других страницах романа. Необходимость святой ненависти провозглашает Андрей (гл. 24, ч. 1). Здесь он нападает важнейшую христианскую догму о всепрощении. Религиозная мораль учит прощать врагам своим, потому что иначе отмщение породит новую месть, и так до бесконечности. Прощая, человек обрывает цепную реакцию зла, и добра на земле становится больше. Горький же не согласен с этим. “Нельзя прощать! Не за себя нельзя, - я за себя все обиды снесу, - но потакать насильникам не хочу, не хочу, чтобы на моей спине других бить учились... Сегодня я позволю себя обидеть, и, может, только посмеюсь над обидой, не уколет она меня, - а завтра, испытав на мне свою силу, обидчик пойдёт с другого кожу снимать”. Трудно что-либо возразить этим рассуждениям о преступности всепрощения, развязывающего руки на новые преступления.

Последняя фраза проходит рефреном через роман, передавая внутреннюю боль автора новой, революционной морали. Оправдание насилия “справедливо”, неизбежно, но оно заставляет Горького и его героев страдать за свои будущие жертвы. Но эта горечь не приведёт к возникновению трагического конфликта в их душах, потому что, хоть и с трудом, личное раз навсегда признало в них первенство общественного. Как Ленин в будущем одноимённом очерке Горького, как сам автор в 30-е годы, воспевая сталинский СССР, они “крепко держат свою душу за крылья”: добрые, гуманные, сострадающие чужим невзгодам люди проводят жестокую политику насилия, подменяя основанный на этических началах гуманизм догмами о классовой борьбе.

Разговор об этом будет продолжен на уроках, посвящённых «Несвоевременным мыслям», очерку «В.И. Ленин», судьбе Горького в 20–30-е годы. Но важно, что истоки той страшной трагедии, в которой окажется сам автор в конце жизни и весь наш народ в постреволюционную эпоху, прочитываются в написанной за десять лет до революции книге. Это не сделает её захватывающим чтением для современной молодёжи, но поможет многое понять в судьбе отечественной истории и закономерностях бытия вообще.

Роман М.Горького "Мать" - одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве. "Мать" сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры. Неслучайно "Мать" Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. В центре повествования

Мать Павла Власова Пелагея Ниловна.

Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "Мать" - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека.

Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что "все так живут". В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они "ненавидят друг друга". В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.

Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, - страх. Сначала это страх забитого человека. Позже - страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство - в гордость за сына. И в конце произведения - это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: "Не позорь сына-то. Никто не боится!").

С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором "бабий век" заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, "прожив такой жизнью лет 50, человек умирал". Ниловна - сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: "Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?"

Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова "мать". Сначала Ниловна - источник жизни Павла, ее любовь - эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: "Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека". Особое значение приобретает и следующая фраза: "Мы все дети одной матери-правды". Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.

Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры - лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.

Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия "Мать" расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: "Собирай, народ, силы свои во единую силу". На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.

Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: "Казалось, тысячи жизней говорят ее устами". Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.

В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду - ее дети. "Мать", которая доносит до них лозунг своей жизни: "Не оставляйте детей своих на одиноком пути!". После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она - самая настоящая мать!

Образ Павла Власова

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали /или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. И ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить современного читателя.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нём проявляется сильнее всего "одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновья любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать её перед демонстрацией.

Образ Павла Власова - рабочего-революционера в значительной мере определяет новаторскую сущность романа М.Горького. В этом образе воплощен главный смысл исторического времени, те тенденции его, которые устремлены в будущее.

На наш взгляд, анализируя образ Павла нельзя ограничиваться лишь поисками ответа на вопрос: как обыкновенный рабочий парень овладевал теорией и практикой революционной борьбы? Ведь путь Павла связан с внутренним ростом, со становлением характера, с решительными изменениями в психологии рабочего человека.

Рассмотрим один из самых ярких эпизодов где в полную меру выявляется величие духа молодого революционера, сила его идейной убежденности, неколебимая целеустремленность. В романе "Мать" есть ситуация: в ходе первомайской демонстрации наступает момент, когда голова толпы "точно ударилась обо что-то": улицу преграждала серая стена солдат. От этой молчаливой, неподвижной стены на рабочих повеяло холодом, и люди попятились, стали отходить в сторону, прижимаясь к домам и заборам. Но по-прежнему четко и ясно звучал голос Павла.

"Товарищи! - говорил Павел. - Всю жизнь вперед - нам нет иной дороги!"

Рядом с Павлом на демонстрации его товарищи - люди, сознательно выбравшие путь борьбы, не дрогнувшие при встрече с солдатами. Почему же впереди все-таки Павел? Почему он настаивает на своем праве нести знамя? Конечно, не честолюбивыми соображениями руководствуется он при этом, а интересами дела, которому служит: он первый начал работу по воспитанию масс в слободке, он стоял во главе социал-демократического кружка, к нему шли за советом, в него поверили. Он представлял партию революционеров, и когда партия возглавила политическую борьбу рабочих, он должен был встать на самом видном и опасном месте. От этого зависело отношение рабочих к революционной пропаганде, ж той правде, которая для Павла была дороже жизни.

Первой заявкой на самостоятельность был протест против побоев отца. Четырнадцатилетний подросток остановил занесенную над его головой руку и твердо заявил: "Больше я не дамся...".

Более серьезным свидетельством рождения личности является неудовлетворенность привычной жизнью фабричной молодежи, поиск иной дороги. Когда Павел расскажет Ниловне, что читает запрещенные книги, что за это могут посадить в тюрьму, мать, сердцем измеряющая все беды, грозящие сыну, вздохнет: "Опасно ты переменился, о господи!"

Независимый, смелый ум и большое мужество нужны были, чтобы вопреки столетним традициям, вопреки правилам и обычаям, которым подчинялись и отцы и деды, уйти с торной дороги, выбрать трудный путь в царство справедливости. Не значило ли это сделать тот шаг вперед, который под силу лишь героическим натурам?

И всегда Павел будет готов пойти навстречу опасности во имя Правды, понятой им. Когда на фабрике возникнут волнения из-за "болотной копейки", Власов встанет рядом с директором и от имени рабочих громко потребует, чтобы распоряжение о вычете копейки было отменено. А ведь за это могли прогнать с работы, арестовать.

Когда ощетинившаяся штыками стена солдат "ровно и холодно" двинется навстречу демонстрантам и Андрей невольно рванется вперед, чтобы загородить Павла, тот резко потребует: "Иди рядом, товарищ!,.. Впереди - знамя!"

Когда товарищи предложили Павлу бежать из тюрьмы, он отверг этот план: ему надо было "встать во весь рост", открыто, во весь голос провозгласить лозунги социал-демократии, изложить программу своей партии.

Портрет Павла почти всегда дается через восприятие матери, которая, тревожась за него, все-таки не может не любоваться и не гордиться им: "Глаза сына горели красиво и светло", "Его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково", "он был красивее всех", "Мать смотрела в лицо ему и видела только глаза, гордые и смелые, жгучие", "видела лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем веры". Изображение сына через восприятие матери - один из приемов выражения авторской позиции. Заражая читателя чувствами матери, заставляя его гордиться и восхищаться Павлом, Горький утверждает свой эстетический идеал.

Вглядываясь в портретные характеристики Павла, нельзя не заметить, что в них повторяются те же определения, которыми обрисован Данко.

В сердце Павла тоже горит огонь любви к людям, и главный мотив его деятельности тот же, что и у героя легенды - "Что сделаю я для людей?"

Герой горьковской легенды -- символ, отразивший жажду героического дела, которая все отчетливее ощущалась в передовом русском обществе, в пролетарской среде на рубеже двух веков.

В реальных жизненных обстоятельствах решимость изменить мир во имя торжества Правды и Справедливости приводила пролетариев к идеям социализма. В конкретных исторических условиях формировался новый тип деятеля - сознательного рабочего, борца за социализм. В романе "Мать" Горький создает реалистический образ рабочего-революционера, показывает героя нового времени в типических жизненных обстоятельствах. Характер Павла Власова дан в развитии, в становлении, во внутреннем росте.

Вот Павел слушает мягкие упреки матери и словно впервые видит ее, замученную работой, приниженную страхом преждевременно состарившуюся, и впервые задумывается над ее судьбой. Эта жалость к матери, думы о ее жизни так естественны, так по-человечески понятны. В то же время, может быть, с этого момента и начинается духовное пробуждение Павла, работа сознания, которая приведет его на революционный путь: от мыслей о страданиях близкого человека - к раздумьям о жизни рабочей слободки - к осознанию исторической роли класса, руками которого делается все.

Вот первая речь о правде. Очень хорошо в ней чувствуются и убежденность, и молодость Павла. Он говорит взволнованно, горячо, радуясь, что нашел слова, понятные матери, - "юная гордость силою слова возвышала его веру в себя".

А после неудачной попытки организовать стачку Павел ходит сумрачный, усталый: "Молод, слабосилен я, - вот что! Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит не умел я сказать ее!.." Но не отступает, верит: сегодня не поняли - завтра поймут. В общении с людьми, с массой рабочих он проверяет истинность знаний, полученных из книг, приобретает необходимый опыт, формируется как руководитель. И вот перед нами революционер со сложившимся мировоззрением, активный борец против существующего в мире зла. Его речь на суде не только зажигает, она убеждает неопровержимой логикой.

Среди приемов создания характера важную роль играют диалоги, споры, в которые невольно включается и читатель: сопоставляет позиции спорящих, вдумывается в высказанные ими мысли, отыскивает аргументы за или против. Одна из проблем, обсуждаемых на страницах романа, - сила разума и сердца. "Только разум освободит человека! - твердо сказал Павел". "Разум силы не дает! - возражал Рыбин громко и настойчиво. - Сердце дает силу - а не голова..."

Кто прав? В чем сила разума и в чем сила сердца?

Сила разума, в понимании Павла, - это прежде всего сила передовых общественных идей, революционной теории, которая позволяет увидеть глубинные процессы жизни, понять ее закономерности, словно прожектором, освещает путь в будущее. Однако передовые теории не плод холодных выкладок ума. Они появляются на основе тяжкого опыта многих поколений, зачастую оплачиваются подвигом самоотречения, бескорыстными жертвами.

Ниловна, думая о людях, которые "за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь", говорит: "Любят они! Вот они чисто любят!" И за Павлом пошли рабочие, потому что сердце его обращено к ним.

Выше отмечалось, что Павел часто предстает перед читателем, освещенный материнской любовью, и таким образом автор выражает свое отношение к герою. Но материнское восприятие сына и его дела проверяется еще мнением народным: в нем признали своего вожака рабочие слободки, его судьба волнует собравшихся у здания суда незнакомых матери людей, его имя с гордостью и восхищением произносят члены рабочих кружков в городе ("Он первый открыто поднял знамя нашей партии!"), листовки с его словом жадно выхватывают из рук Ниловны люди на вокзале.

В романе нет любовной интриги, которая зачастую была двигателем сюжета в известных учащимся русских романах XIX века. Однако вопрос о том, какое место в жизни революционера занимает любовь и семья, не раз возникает в ходе повествования о жизни Павла и его товарищей.

Человек, выбравший путь борьбы, должен знать, что ждет его семью, его детей, должен найти силы, чтобы перенести тоску по любимым и страх за них. Не меньше нравственных сил нужно и для того, чтобы, превыше всего поставив дело, отказаться от семьи. Но такое самоотречение вовсе не говорит об ущербности, о сердечной глухоте. Не на многих страницах романа речь идет о любви, но от этих страниц идет свет высокой человечности, нравственной чистоты. Целомудренна и строга любовь Павла и Сашеньки. Редки и скупы слова, в которых прорывается сдерживаемая нежность, зато эти слова драгоценны, так как подлинны. Тревожась за здоровье и за жизнь Павла, Сашенька понимает, что для него важней всего дело, и, разрешив себе немного помечтать о том, как она поселится в Сибири вместе с Павлом и, может быть, дети будут, она возвращается к действительности, готовая к новым расставаниям: ведь Павел не будет жить в Сибири, он обязательно уйдет, чтобы продолжать, борьбу. "Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь".

Как видим образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова на наш взгляд трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Образ Андрея Находки

Осмысливая характер Павла, невозможно обойти Андрея Находку. Поставив этих героев рядом, писатель побуждает читателей сравнивать, сопоставлять их, а через это сопоставление глубже постигается смысл художественной картины и заключенная в ней оценка жизненных явлений.

Находка обычно нравится читателям. Он проще, понятнее, чем Павел.

Читатели обычно хорошо представляют внешний облик Андрея: нескладная длинная фигура, в которой было что-то забавное и располагающее к себе, круглая стриженая голова, мягкий свет голубых глаз и улыбку, такая широкая, что казалось, будто и "уши подвинулись к затылку". Находка привлекает читателей сердечностью, чуткостью, внимательным отношением к людям, готовностью помочь им.

Находка отвергает мир, в котором торжествуют злоба и ненависть. Он живет мечтой о том времени, когда на земле не будет войн, вражды, жестокости, лжи, "когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим". Но разве это плохо, что в душе его так ясно, так ощутимо живет представление "о будущем празднике для всех на земле", что ему так хочется видеть людей добрыми, сильными, свободными и гордыми? Ведь именно эта светлая мечта, то "удивительное", что есть в его душе, делает его сильным и стойким, помогает на тернистом революционном пути.

Мы видим, как страдает Находка от того, что не помешал убийству мерзкого и жалкого шпиона Исайки, его сердце восстает против жестокости. Однако тут же Андрей говорит, что ради товарищей, ради дела он все может: "Если на пути честных стоит Иуда, ждет их предать - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!"

Он знает, что революция не будет бескровной, что победить можно лишь с оружием в руках, и в этой борьбе не место жалости к врагам народа: ведь "каждая капля их крови заранее омыта озерами народных слез..."

В романе Находка показан как последовательный и стойкий борец. Уже не раз он подвергался преследованиям, немало дней провел в тюрьмах, но не отступил, не испугался опасности. Никто из товарищей Находки не сомневается в чистоте, искренность его убеждений, в его надежности и верности. Об этом мягком и добром человеке Рыбин отзывается так: "Иной раз слушаю я, как он на фабрике говорит, и думаю - этого не сомнешь, его только смерть одолеет. Жилистый человек!"

Павел и Андрей - два разных характера. Однако они не противопоставляются писателем. Что лежит в основе крепкой дружбы этих, очень разных людей? Конечно, симпатия, интерес к другому человеку, потребность в общении с ним может возникнуть и безотчетно. Но настоящая дружба требует взаимного понимания, сходства основных жизненных позиций. Павел и Андрей единомышленники, соратники. Между ними часто возникают споры, но в спорах лишь укрепляется общность их взглядов. В главном они понимают друг друга и друг другу верят. Они везде рядом. Во время первомайской демонстрации Андрей готов нести знамя, чтобы главный удар принять на себя. И хоть Павел отстоял свое право идти впереди, Находка не отстает от него. В общем хоре голосов, поющих революционную песню, мягкий и сильный голос Андрея сливается с густым, басовитым голосом Павла. Вместе идут они на грозно ощетинившуюся шеренгу солдат. "Пока мы вместе - мы всюду пойдем рядом, - так и знайте!" - говорит Андрей Ниловне.

Может быть, самый трогательный момент в истории их отношений -"объяснение в дружбе" после того, как Андрей "дал трепку" Павлу, резким словом обидевшему мать (гл. XXIII первой части). Павел, смущенный, признает свою вину, растрогана Ниловна, в сердце которой ненадолго задержалась обида на сына. Потрясенный силой материнской любви, Андрей по-особому остро ощущает, как дороги ему эти люди - и сын, и мать. И вот наступает минута полного душевного единения, когда три сердца, переполненные любовью и благодарностью, сливаются в одно. Андрей "взглянул на мать и сына немного покрасневшими глазами и, мигая, негромко сказал:

Два тела - одна душа... В контексте произведения и этим образом, как и вообще сюжетной линией "Павел и Андрей", утверждается единство трудящихся разных наций, то интернациональное братство, о котором с таким воодушевлением говорили на занятиях кружка товарищи Павла Власова.

Две судьбы, тесно переплетшиеся в сюжете романа, развернутые почти с одинаковой полнотой, наводят на мысль, что оба героя необходимы в звучании основной темы - темы революции. Упорство и воля Павла, его ум, стремящийся понять причины всех явлений, отыскивающий в пестроте фактов связующую нить, железная логика его обвинений дополняются горячей устремленностью Андрея в будущее, его яркой мечтой о царстве доброты сердечной.

Если образом Павла писатель доказывает закономерность революции и достижимость будущего, то главный смысл образа Находки в том, чтобы перед читателями ощутимо, конкретно предстал во всей своей социалистический идеал, образ будущего.

Образ Пелагеи Ниловны

Центральным образом романа "Мать" является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей "поручено" сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её "сны" в романе - тонки и символичны. В романе "Мать" Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - "бабий век", для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…".

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.

Крестьянство в романе

Одной из главных смысло- и сюжетообразующих идей романа является мысль о единении людей в революционной борьбе.

Важной стороной единения людей в революционном деле является преодоление недоверия к человеку, особенно у людей разных социальных групп, прежде всего недоверие рабочих и крестьян к интеллментам. Горький трезво видит возникающие в ходе революционного процесса сложности, чутьём художника предугадывает пути их преодоления.

Тема крестьянства занимала Горького, потому что Россия исконно крестьянской страной, встаёт на путь революционной борьбы и вносит в эту борьбу традиции крестьянской идеологии и поведения.

В разговоре Павла и Андрея ярко проявляется горьковское отношение к данному: "Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону" - твёрдо сказал Павел.

И наткнуться в пути на несколько десятков миллионов людей, которые встретят нас, как врагов…

Мать понимала, что Павел не любит крестьян, а хохол заступается за них, доказывает, что и мужиков добру учить надо… Она больше понимала Андрея, и он казался ей правым…"

В качестве центрального образа Горький избирает Михаила Рыбина, казалось бы, нетипичную для крестьян фигуру: он рабочий, который уже нашёл свой место в рабочей среде. Но Рыбин имеет типично крестьянскую психологию, не переделанную даже должным пребыванием в городе, Горький ставит его, в центр "крестьянских" событий.

В романе рельефно создан внешний облик Рыбина: солидный, степенный мужик с горящими пронзительными глазами и черной бородой, он вызывает и уважение, и одновременно опаску.

Каждое слово Рыбина взвешено и наполнено внутренней силой. Рыбин любит людей, которые "не смерив не прыгают", - так говорит он о Павле. Именно эта внутренняя сила и значительность заставляют окружающих слушать его и позволяют стать пропагандистом среди крестьян. Рыбин за каждое слово платит дорогую эмоциональную цену. Верно говорит Рыбин, что "не в голове, а в сердце начало!..", "сердце дает силу, - а не голову".

У Рыбина своеобразный взгляд на человека. В начале романа он исходит из недоверия к людям вообще. Человек, по мнению Рыбина, "недобры", в нем много злобы, обид, "зазубрин", которые мешают тому, чтобы люди могли соединиться вместе. Рыбин не без основания полагает, что "своё", в узком значении этого слова, слишком дорого людям и, не видя перспективы, они могут отказываться от большого обогащения себя в будущим во имя "куцего" настоящего. На этом он строит свои рассуждения, когда не удается стачка из-за "болотной копейки". Идеал Рыбина - нравственное обновление человека путем страдания, которое дает ему право воздействовать на других.

Но на своем пути к обновлению Рыбин, ратующий за справедливость, готов использовать формы и методы отнюдь не из арсенала совести. Постепенно Рыбин преодолевает свое недоверие к человеку и разуму. Именно он просит у Павла и берет у Ниловны книги и листовки для крестьян, с помощью книг воздействуя на их сознание.

Сила образа Рыбина в его неодномерности, непрямолинейности. писатель отчетливо обнажает в нем власть земли, столь сильную в мужике. Горький дает Рыбину трудную и сложную судьбу не только в предыстории, но и в сюжете романа. И это закономерно, поскольку у разных людей разный путь к революции. У таких как Рыбин он не мог быть простым. Горький вел своих героев к революции каждого своим путем.

Важно найти в рыбине и в крестьянах общечеловеческое и вечное. Психологически крестьянам важно иметь предшественников и последователей, чтобы включаться в новое. Только единицы способны прокладывать дорогу (Павел). Путь Рыбина и многих других к революции иной, чем у Павла.

Они идут не через книжные идеи к "делу", а через "дело" - к книге. Им важнее убедиться в фактах и создать теорию. Им важно иметь собственный угол зрения - чужой опыт, трижды хороший, не так им важен, как свое, выстраданное. Сложности пути таких людей в революцию нельзя не учитывать.

Примечательны образы мужика Петра, пришедшего послушать Ниловну после ареста Рыбина, он пойдет по пути революции до конца.

Любопытно, как Горький рисует деревенские пейзажи. Казалось бы после городских сцен, деревенские пейзажи должны быть светлыми. Однако этого нет. Мрачные картины природы более точно вписываются в общую идейно-художественную концепцию горьковского мировосприятия

Изображение старого мира в романе "Мать"

Одна из ключевых проблем анализа, наиболее тесно соприкасающаяся с устремлениями современного человека - тема становления личности.

Для горького одним из стимулов ее постановки был наблюдаемый им в России процесс "разрушения личности" в условиях капитализма, когда рабом частной собственности становится большинство людей от верхов до низов.

В романе "Мать" Горький опирается на свой художественный опыт.

Горький отмечает, что и в большом капиталистическом городе, и в рабочей слободке человек - раб. Важно выделить несколько групп врагов в романе. Ведь этот мир "не стеринен". Первая группа - царь, губернский прокурор, судьи, офицеры, сотские, солдаты, шпики.

Вторая группа - люди из той же сферы, что и главные герои романа, но защищающие идеологию господствующего класса, - мастер Вавилов, шпион Исайк горбов, трактирщик Бегунцов.

Характерно, что первая группа остается безымянной, а врагам "из низов" даётся фамилия. Кроме этих персонажей, есть безымянная среда людей, враждебно или настороженно встречающих деятельность революционеров. Нужно отметить, что в романе, кроме реальных фигур, есть ещё один образ врага, собирательный, - то, что думают и говорят о врагах Павел, Андрей, Николай Весовщиков, Рыбин, Самойлов - образ врага в сознании революционеров. Это важно для понимания романа.

Все изображенные Горьким "враги" и их прислужники показаны именно как "механические люди", части государственной машины: жандарм, судья, прокурор, царь. У всех есть функции: судить, арестовывать, следить, но они не личности "даже лица у них стерты".

В описании врагов не случайно преобладают детали внешнего облика, наиболее заметные, наблюдаемые поверхностно, усы, борода, шашка, шпоры. Серый цвет пыли сопровождает описание врагов. Этим Горький подчеркивает выморочность врагов. Ни у одного из них мы не видим души, ни у одного не показан внутренний мир. Душа у них словно съедена. При капитализме постоянно происходит "убийство души" так это называет Павел.

Злобу к врагам и страх за себя, спокойное, равнодушное, даже ленивое исполнение своих обязанностей вот что отмечает горький у служителей капитала. У них нет большой идеи, воодушевляющей их.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то