Эссе на тему свобода не в том чтобы сдерживать себя. Свобода значит не сдерживать себя, но значит владеть собой. Пьер Буаст

Наталия Арсентьева

(Рига, Латвия)


Свобода и вседозволенность: где проходит граница?
«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.»

Ф.М. Достоевский


Проблема свободы личности очень актуальна не только для современности, но и вообще всех времен. Попытки ее решения предпринимались на протяжении развития философской мысли. Тем не менее даже сейчас, спустя столько времени, вопрос о том, что такое свобода и как стать свободным, остается открытым. Каждый человек понимает свободу по-своему. Мне очень понравилось меткое высказывание Авраама Линкольна, что «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», ведь действительно, для одних людей свобода – это когда они могут «есть» кого хотят и где хотят, для других же свобода – когда они могут жить своей жизнью и не быть «съеденными». Но все-таки что же такое свобода? Неужели свобода - это вседозволенность и произвол? Неужели у свободы нет границ?

Тацит Публий Корнелий сказал: «Лишь глупцы называют своеволие свободой.» Я думаю, он абсолютно прав, свобода и распущенность – понятия одно другому противоположные. Страшно представить себе, что каждый человек будет творить все, что придет ему в голову, не считаясь ни с кем и ни с чем. «Всякая свобода, затрагивающая чужие права, является деспотизмом.» - так сказал Рамон де Кампоамор. Неужели можно допустить, чтобы в обществе правили деспотизм и тирания? Ведь тогда «свобода» одних будет бороться против свободы других, а это точно не сделает счастливыми ни одного из них.

Я думаю, что моему поколению повезло в том, что мы живем в мире, где правит демократия. Демократия государства подразумевает как раз-таки ту свободу личности, которая должна существовать для блага каждого человека. «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности», то есть, другими словами, Иммануил Кант сказал, что свобода одного человека должна заканчиваться там, где начинается свобода другого. Вольтер заметил, что «Свобода состоит в том, чтобы зависеть лишь от законов». Только о каких законах он упоминает? О законах конституции государства? Или, может, о моральных законах и нормах? Или о законах, написанных в Библии, о десяти заповедях? Я думаю, что как раз именно о всех них сразу, ведь в каждом из законов говорится о правах и обязанностях человека по отношению к остальным, о тех обязанностях, которые позволяют каждому быть свободным, а значит, и счастливым. Но некоторые, возможно спросят: «Почему мы должны считаться с другими, ведь мы хотим свободы и неограниченности?» Я же думаю, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя – такой человек обречен на полное одиночество.

Свобода в моем понимании – это не только та свобода, которая дана нам государством. Мало просто иметь свободу слова и выбора. Для меня нет ничего важнее внутренней свободы. Человек внутренне свободен лишь тогда, когда он смог освободиться от своего «эго», смог освободиться от своих привязанностей и привычек, смог освободиться от своих желаний; когда он внутренне независим от мнений и настроений других людей, от погодных условий и климата; когда он открыт для всего мира, для любви; когда он может представить себя собакой, которая высунула свою мордочку из окна несущейся навстечу ветру машины - длинные уши бьют по носу и глазам, а язык высунут от удовольствия. Ради такой свободы стоит жить. Внутреннюю свободу у человека не заберешь – разве можно забрать у человека право мыслить и решать, выбирать для себя цели и смысл жизни? Тем не менее наша внешняя свобода прямо зависит от других людей, от их поступков.

Поэтому всегда нужно помнить о том, что свобода - это не столько привилегии, сколько ответственность, ответственность перед другими людьми и общесивом в целом: «Свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол» (В.Франкл). Возможно, именно из-за этого многие люди не хотят свободы – им страшна ответственность, которая ляжет на их плечи. Таким образом, свобода абсолютной быть не может – она относительна. Свобода граничит с ответственностью и прямо пропорциональна ей: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

- Абсолютная свобода и полная вседозволенность

Свобода – очень сложное философское понятие, которое в любом случае всегда будет оставаться мифом. Мы будем искать разумное понимание СВОБОДЫ, поэтому сразу же назовем ее абсолютной, то есть идеальной свободой для всех людей. Будем прежде всего исходить из того, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, что мы можем выразить словами: можно все. Однако же мы сразу понимаем, что когда можно все, речь идет о ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ, если хотите распущенности и своеволии. Таким образом, АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это и есть ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Хотя интуитивно любой человек скажет, что ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ – это нечто не просто плохое, но и порой страшное и бесчеловечное. Возьмем существующий политический строй. Какую свободу мы имеем в демократическом государстве? Можем ли мы сказать, что действуют законы? Нет. Когда выше всех ценностей люди признают деньги, закон продается и покупается, как и честь, и достоинство, и любовь, и дружба, как принципы и убеждения, стереотипы, знания, порядочность и свобода. Но и покупается это все, потому что каждый человек начинает сомневаться, что можно что-либо ценить выше самого себя и благ, которых он как будто бы достоин. В итоге, люди считают, что деньги дают им свободу, однако на самом деле, деньги приносят распущенность, цинизм и равнодушие. Кроме того, они способны полностью переменить стереотип мышления у любого человека, который меняется до неузнаваемости, как только становится обладателем даже не очень крупных сумм. Это происходит потому, что сознание, которое концентрируется на деньгах видит в них смысл и выгоду для себя и организма. Поэтому оно может пренебрегать предыдущими ценностями, если они противоречат новой более удобной форме существования. Современные государства устроены так, что прожить в них
достойно, не имея денежных сумм, практически не возможно.
Человек в таком государстве становится зависимым от существующего порядка и вынужден находить способы выживания. Именно то, что выжить в обществе без борьбы и постоянного напряжения очень не просто и является причиной усиления раздражения и обострения эгоизма. Как следствие мы имеем свободу зарабатывания себе на жизнь. Здесь процветают любые способы, включая те, которые не имеют ничего общего с понятиями личность, человек и даже индивид. Это и есть ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ – это безграничная свобода от всяких общественных и человеческих норм и правил. Здесь мы говорим, что государство и органы управления обществом являются беспомощными что-либо изменить, более того, зависимость государства от денег, находящихся на руках у людей лишает государство всякого смысла. Таким образом, те, кто находятся у власти, вынуждены лишь защищать себя от посягательств тех, кто хочет эту власть у них отобрать. Вернемся к понятиям АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Мы будем называть АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДОЙ, свободу сознания человека от чего бы то ни было: логики, чувств, инстинктов, мнений других людей, стереотипов мышления и эгоизма. АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это свобода выбора и определения личности своего места в обществе, свобода делать все что угодно для людей, находя безупречные решения направленные на стремление к совершенству себя и людей вокруг. Зайдем в контексты человеческих формаций. Капитализм, как денежный строй дает лишь иллюзию свободы, ведь все зависит от денег, причем одни не свободны, потому что имеют деньги, а другие, потому, что не имеют даже возможности их иметь. Социализм тоже дал лишь иллюзию свободы, во первых, потому что и там были деньги, которые обуславливали неравенство среди людей, во вторых, потому что свободу ограничивало государство, постоянно устремляя сознание людей не туда, куда нужно. Коммунизм – это вообще непонятный строй. Он существовал как цель, но никто не имел представления о нем. Мы шли к победе коммунизма, не зная, куда идем и кого побеждаем. Это была иллюзия цели.
Абсолютную свободу обусловит понятие смысл и общий смысл.
Сегодня мы и имеем беспредел, потому, что каждый изобретает себе смысл сам и меняет его по своему усмотрению, если меняются условия. Например, человек может посвятить свою жизнь мести за убитого отца, а может катанию на коньках. Здесь узость сознания является результатом неграмотного воспитания, смысл должны говорить ребенку родители, а общество должно быть заинтересованным в том, чтобы родители верно определяли смысл своих детей и сопоставляли его с общим смыслом.
Причиной ПОЛНОЙ ВСЕДОРЗВОЛЕННОСТИ является, конечно же, рефлекс и неверное понимание свободы.

В существующем контексте человек считает свободой то, что он может сам выбирать, что для него важно. Одни полностью посвящают жизнь воспитанию детей, другие – зарабатыванию денег, кто-то проводит свои годы в библиотеках, кто-то в тюрьмах, а кто-то в монастырях. Можно ли все это назвать абсолютной свободой выбора? Возьмем человека, который проводит жизнь в тюрьме. Сам ли он выбрал этот путь, или он навязан ему условиями? Давайте свободой считать такие условия, в которых нам доступны любые возможности. Например, мы изначально имеем квартиру, для того, чтобы в ней жить, возможность жить изолированно, в тюрьме, а также нам доступны и деньги и созданы условия для воспитания детей. Имея все это уже в наличии, мы делаем свободный выбор, и этот выбор можно будет считать своим. Если же мы находимся в таких условиях, когда нам ничего не доступно по разным причинам, и мы понимаем, что все это не будет доступным никогда также по разным причинам, то наш выбор будет зависеть не от наших желаний и не от наших устремлений, а от условий, которые мы имеем. И здесь вседозволенностью будут те пути, которые мы выбираем для того, чтобы выжить в предложенных условиях. И здесь человек может быть бесконечно изобретательным в нахождении средств для достижения своих целей, и общество вынуждено будет мириться с его изобретательностью, приспосабливаясь, порой к абсурдным и противоречивым фактам действительности. В итоге, отсутствие свободы выбора является главной причиной ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ.
Но еще одна причина ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ состоит в том, что мы ставим перед собой не те цели, которые также навязываются ситуацией, в которой мы живем. Например, человек может всю жизнь посвятить карьерному росту и в этом стремлении упустить своих детей, из-за недостатка времени на их воспитание. Причем, он уверен, что карьера более важное дело в жизни человека, чем воспитание, а скорее он уверен в этом потому, что быть работником ему удается лучше, чем реализовываться как родителю. И здесь его своевольный выбор эгоистичен по отношению к собственным детям, за которых он должен нести ответственность уже потому, что произвел их на свет. Таким образом, в первую очередь нас делают несвободными желания и душевные порывы, то есть неумение разумно мыслить и владеть собой. Зайдем в контекст человека, который управляет транспортным средством. Он едет один, и его просят подвезти другие люди. Свободой выбора водитель считает то, что он волен сам выбирать, подвозить их или нет. Здесь его свобода ограничивается эгоистическими переживаниями и мотивами, которые вынуждают его проехать мимо и еще несколько минут мысленно логически оправдывать свой выбор или подвезти и, подвозя сомневаться в том, что он поступает правильно. Мозг и сознание привязывают нас к нашему стереотипу мышления, который никогда не бывает уверен полностью в себе, а значит не бывает свободным.
Можно ли считать присутствие каких-либо ограничений в АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЕ. Здесь мы говорим, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это разумная свобода, когда человек собственной волей делает и собственным же сознанием делает выбор, который не зависит ни от чего, кроме его собственного разума. Если разум есть, то выбор будет разумным, свободным и правильным. Если выбор эгоистичен, то мы будем считать его логичным и не абсолютным. И это уже ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Маленький ребенок не может делать самостоятельный выбор. В любом случае нам придется навязывать ему свое представление о действительности. Необходимо заложить в него такое сознание, с которым он смог бы в будущем принимать самостоятельные решения, которые были бы разумными и для него самого и для окружающих. Допуская ошибки в воспитании, мы рискуем заложить в человека искаженное понимание всех вещей, а значит, делаем его зависимым от неверного стереотипа. АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ в любом случае не бывает, бывает только ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ или зависимость от идеального стереотипа и абсолютного сознания.

: Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою.

Публилий Сир :
Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.
Жорж Бюффон :
Истинное наше наслаждение состоит в свободном владении самими собой.
Пьер Буаст :
Если человек никогда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями.
Педро Кальдерон :
Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром.
Ф.М. Достоевский :
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
Мишель де Монтень :
Наихудшее состояние человека - это когда он перестает сознавать и владеть собой.
Сенека :
Власть над собой - самая высшая власть; порабощенная своими страстями - самое страшное рабство.
Адам Смит :
Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха.
Фридрих Шиллер :
Свободен лишь тот, кто владеет собой.
Джеффри Чосер :
Кто властвовать желает над собой, тот должен чувства сдерживать порой.
Конор МакГрегор :
Есть мандраж, который заводит. Есть, который тебя раздавит. Если оседлал волнение - ты всадник против пехотинца. Если волнение оседлало тебя - ты пехотинец, который тащит на плечах коня.
Елена Блаватская :
Мудр лишь тот, кто сохраняет контроль над собой.

написать эссе по высказыванию Достоевского свобода не в том чтобы сдерживать себя а в том чтобы владеть собой по критериям:1 какая проблема вырожается в ловах автора 2 приведите аргументы в защиту или опровержение в позицию автора 3 Приведите примеры доказывающие вашу позицию(из области науки)4 Вывод

  • 1)Слова автора говорят о проблеме умения владения человека над собой и образующейся в следствии того его моральной свободы.Автор высказывает сво мнение по поводу моральной свободы,которая накапливается из личного опыта путем долгой работы над собой.
    2)Я считаю,что автор прав. Свобода-есть права высказывания,значит,человек свободен не тогда,когда он сдерживает свои желания и мысли,а тогда,когда он способен правильно их выразить,не теряя при этом морального облика.
    3)Примером может служить высказывания древних ученых.К примеру,когда утверждали,что Земля имеет форму круга.Тогда учные не сдерживали свои мысли,не обдумывали действие представления информации народу,почему она и не была принята народом.После аргументированного доказательства по поводу формы Земли,информация была воспринята и утверждена.Все это благодаря правильному преподнесению информации,что и является истиной свободой человека.
    4)Свобода человека должна быть ограничена,получить е можно лишь после требования и работы над собой.

Жизнь человека никогда не бывает гладкой и безоблачной дорогой. Любой из нас рано или поздно сталкивается на своем жизненном пути с несчастьями или трагедиями. Они могут носить разный характер: тяжелая болезнь, катастрофа, война, террористический акт, потеря близких людей. Пока в нашем мире трагедий не становится меньше, несчастье может ворваться в жизнь человека совершенно неожиданно. И когда это происходит, далеко не каждый в состоянии справиться с ударом. Это вовсе не говорит о слабости человека, просто он уязвим, и с этим ничего не поделаешь.

Когда обрушивается беда, человеку бывает очень тяжело, а подчас, и невозможно справиться с шоком и отчаянием в одиночку. Однако нужно жить дальше. Трудно уберечься от несчастий, но это вовсе не значит, что с ними нельзя бороться. Очень важно, чтобы в такую тяжелую минуту жизни пришли на помощь друзья, родные, любимые люди. И, разумеется, все мы должны быть чуткими и внимательными, чтобы самим проявить сочувствие и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.

«сайт» - это возможность справиться с непростой жизненной ситуацией, найти ту недостающую опору, в которой нуждается человек, оказавшийся лицом к лицу с бедой. Да, 21-й век не принес человечеству безопасности и защищенности. То и дело мы слышим новости о терактах, стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, военных действиях, катаклизмах, которые уносят жизни. Но этот же век дал человечеству свободу общения, технологии, сближающие незнакомых людей, находящихся друг от друга на расстоянии сотен и тысяч километров. Житьрф дает возможность прийти на помощь, оказать поддержку и просто выразить слова сочувствия всем нуждающимся в этом. В том бешеном ритме, в котором мы все вынуждены существовать, иногда забываешь о том, что по-настоящему важно. Таковы реалии современной жизни. «сайт» - это и напоминание, и возможность проявить самые важные человеческие качества: сострадание, гуманность, милосердие, человеколюбие.

Оглянитесь вокруг себя. Жизнь к нам щедра, она подарила нам тех, кто готов протянуть руку в трудный час. Это люди, которые отложат любые дела и забудут о своих мелких неприятностях тогда, когда нужно проявить заботу о своих близких. Родители, дети, товарищи, коллеги – давайте относиться к ним с добротой и вниманием. Приветливое слово, звонок, даже простая улыбка скрепляют незаметными, но прочными узами жизнь человека. А жизнь – это самое главное и единственное, что у нас есть. Житьрф поможет превратить нас всех в близких людей. Людей, кому судьба другого человека небезразлична.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то